Топ-100

Подготовка к практическим работам. Проведение опытно-исследовательских работ по питанию растений. Техника безопасности.

Схемы проведения опытно-исследовательских работ по защите растений, техника безопасности

При подготовке обучающихся к проведению практических занятий на школьных опытных полях и/или личных приусадебных участках им даётся общее представление о технологиях выращивания картофеля, детально изучаемых в рамках третьего модуля «Интегрированные системы выращивания картофеля». В рамках подготовки к практическим занятиям модуля «Агрохимия» делается акцент на задачу обеспечения растений достаточным и сбалансированным питанием. Технический регламент выращивания картофеля в условиях учебно – производственных бригад или личных подсобных хозяйств – https://school.agrodozor.ru/potatotech).

Во время проведения практических работ по выращиванию картофеля, учащиеся дополнительно могут провести опытно-исследовательские и лабораторные работы (см. Проведение лабораторных и опытно-исследовательских работ во время практических занятий.). В случае проведения опытно-исследовательских работ, на подготовительном занятии проводится обсуждение методик данных опытов и распределение задач между учащимися. В том числе:

  1. Какие опыты будут проводиться;
  2. Сколько опытных и контрольных участков будет предусмотрено при закладке опытов;
  3. Определение обучающихся ответственных за ведение Журнала наблюдений и выполненных работ на опытных и контрольных участках.

Также на подготовительном занятии учащиеся знакомятся с основами техники безопасности – https://school.agrodozor.ru/safety.

Данное занятие можно проводить совместно с учащимися разных учебных модулей и возрастов.

Практические занятия (май-сентябрь)

Практические занятия проводятся в весенне-летний период летом на опытных полях образовательных организаций или личных приусадебных участках  обучающихся. Основная задача практических занятий – используя полученные теоретические знания, вырастить здоровый картофель и собрать качественный и высокий урожай (400-500 кг/сотки).

Для этого учащиеся проводят все агротехнические мероприятия, о которых узнали на занятии «Подготовка к практическим работам – схемы проведения опытно-исследовательских работ по защите растений, техника безопасности» и других теоретических занятиях. На всех этапах работ учащиеся ведут наблюдение за растениями на поле (не менее 2 раза в неделю), проводят необходимые агротехнические мероприятия и вносят всю информацию в Журнал наблюдений и работ (далее Журнал). Наиболее важные события, на которые рекомендуется обратить особое внимание и занести в журнал:

  1. Даты проведения основных агротехнических мероприятий (в том числе вспашки и окучивания, внесения удобрений, защитных обработок, некорневых подкормок, сеникации, уборки урожая…);
  2. Когда была произведена посадка – метод проведения посадки (с формированием возвышающихся гряд или без, расстояние между рядками и между растениями в рядке), примерная плотность посадки (клубней/сотку);
  3. Когда появились всходы;
  4. Когда менялись фенологические фазы (https://school.agrodozor.ru/phases);
  5. Даты обнаружения симптомов болезней, вредителей и т.д.;
  6. Какую урожайность удалось получить (кг/сотку).

Практические работы рекомендуется проводить в составе учебно-производственной бригады, объединяющей обучающихся разных возрастов и годов обучения – как по программе «Школа юного агронома «Агродозор», так и по другим дополнительным образовательным программам агрономического профиля. В случае работы обучающихся в составе учебно-производственной бригады, участники могут вести единый Журнал. При этом учащимся старших классов, планирующим принимать участие в конкурсах и конференциях, рекомендуется вести индивидуальные Журналы.

По окончании практических занятий каждый учащийся также может подготовить Реферат – отчёт о проделанной работе, который будет использоваться для участия в конкурсах и конференциях.

Отчёт должен включать:

  1. Теоретическую часть;
  2. Описание схем проведённых опытов;
  3. Журнал наблюдений и работ;
  4. Полученные результаты опытов и их анализ;
  5. Фото и видео материалы, собранные учащимся в течение учебного года;
  6. Публикации, сделанные учащимся в социальных сетях или СМИ и имеющие непосредственное отношение к тематике Программы;
  7. Прочая информация и факты, вызвавшие интерес у учащегося.

Проведение лабораторных и опытно-исследовательских работ во время практических занятий

Во время проведения практических занятий учащиеся могут выполнить лабораторные работы:

  1. Поиск растений с симптомами вирусных заболеваний – июнь, на первой фенологической фазе развития картофеля «Всходы – смыкание ботвы в рядках» (https://school.agrodozor.ru/viruses);
  2. Выделение изолята фитофтороза с листьев и стеблей картофеля методом влажной камеры – начиная с фенологической фазы «Цветение» (https://school.agrodozor.ru/isolate);
  3. Выделение изолята фитофтороза из почвы методом влажной камеры – в любой период (https://school.agrodozor.ru/isolate).

Во время практических занятий также рекомендуется провести опытно-исследовательские работы по следующим темам:

  1. Защита картофеля от болезней. Методика проведения данного опыта https://school.agrodozor.ru/potatoprotect;
  2. Сравнение современных технологий выращивания картофеля и технологий, применявшихся в XVII веке. Методика проведения данного опыта – https://school.agrodozor.ru/historicalexperiment.

Подготовка обучающихся к выполнению лабораторных работ и проведению опытно-исследовательской работы, включая схемы опытов и распределение ролей, осуществляется на занятии «Подготовка к практическим работам – схемы проведения опытно-исследовательских работ по защите растений, техника безопасности».

Результаты лабораторных и опытно-исследовательских работ также вносятся в Отчёт о проделанной работе (реферат).

Предполагаемый результат

На занятиях в рамках данного модуля обучающиеся познакомятся с одной из предметных областей, входящих в зону ответственности агронома – защита растений от болезней:

Что такое Фитопатология, какие бываю болезни растений, возбудители болезней, симптомы…;

Об экономически значимых болезнях картофеля, их возбудителях, особенностях патогенного процесса и наиболее эффективных методах защиты;

О том, как современные цифровые технологии помогают существенно повысить эффективность борьбы с наиболее опасными болезнями картофеля – оптимизировать расходы на защиту растений, снизить пестицидную нагрузку и улучшить экологические характеристики продукции;

О современных агротехнических приёмах и технологиях, применяемых на всех этапах выращивания картофеля – подготовка почвы и посадочного материала, посадка, уход за растениями в вегетационный период, защита от вредоносных объектов, подготовка к уборке, уборка и закладка на хранение…

Причём все полученные знания они смогут применить на практике – в процессе выполнения практических занятий (май-сентябрь) вырастить здоровый картофель, получить качественный и обильный урожай.

В итоге у учащегося должно начать формироваться представление о сельском хозяйстве как о современной, высокотехнологичной и перспективной отрасли, появиться интерес к дальнейшему изучению основ профессии агроном, а в перспективе возможному выбору данной профессии.