Занятие №1. Введение в почвоведение
- История почвоведения, значение трудов В.В. Докучаева;
- Что такое почва, её уникальность, значение почвы для питания растений;
- Что такое гумус;
- Структура и кислотность почвы, как наиболее важные параметры почвы для растениеводства.
Занятие №2. Что такое агрохимия, как питаются растения
- Воздушное и корневое питание растений;
- Что такое агрохимия, история агрохимии;
- Законы Юстуса фон Либиха – теория минерального питания, теория возврата минеральных веществ, закон первого минимуму (бочка Либиха);
- Круговорот минеральных и органических веществ;
- Питательные вещества растений – органогены, макроэлементы, микро- и ультрамикроэлементы.
Занятие №3. Химическая мелиорация
- Значение кислотности почвы в растениеводстве, негативное влияние кислых и щелочных почв на растения;
- Методы оценки кислотности почвы – от лабораторных методов до растений индикаторов;
- Химическая мелиорация – известкование и гипсование почв. Особенности известкования, нормы внесения и основные правила внесение доломитовой муки.
Занятие №4. Азот
- Значение азота в питании растений – влияние азота на основные жизненные процессы растений, преобразование азота в растениях;
- Особенности азотного питания, коэффициент использования азота;
- Последствия и симптомы дефицита азота;
- Основные правила внесения азота
Занятие №5. Фосфор и Калий
- Значение фосфора в питании растений;
- Особенности фосфорного питания, симптомы и последствия дефицита фосфора;
- Основные правила внесения фосфора;
- Значение калия в питании растений;
- Особенности калийного питания, симптомы и последствия дефицита калия;
- Основные правила внесения калия
Занятие №6. Кальция и магний. Органические удобрения
- Значение кальция в питании растений;
- Особенности кальциевого питания, симптомы и последствия дефицита кальция;
- Значение магния в питании растений;
- Особенности магниевого питания, симптомы и последствия дефицита магния;
- Основные правила внесения кальция и магния;
- Органические удобрения и их значение, отличия органических удобрений от минеральных;
- Примерный состав органических удобрений (на примере навоза), коэффициенты использования питательных веществ, стадии разложения и правила внесения;
- Сидераты – зелёное удобрение. Положительное влияние сидератов на почву – увеличение количества питательных веществ, изменение структуры почвы, угнетение фитопатогенов и вредителей (биофумигация);
- Правила применения сидератов.
Занятие №7. Составление адаптивной программы подкормки растений
- Расчёт потребности в питательных веществах на основе данных о выносе питательных веществ урожаем;
- Расчёт имеющихся в почве доступных форм питательных веществ от ранее внесённых удобрений;
- Определение дефицита питательных веществ и норм внесения питательных веществ (с учётом коэффициента использования в первый год);
- Выбор удобрений и расчёт количества вносимых удобрений;
- Составление календаря внесения удобрений.
Занятие №8. Подготовка к практическим работам
Подготовка к проведению практических занятий на школьных опытных полях и/или личных приусадебных участках проводится по аналогии с занятием учебного модуля «Фитопатология». Но на данном занятии делается акцент на агротехнические мероприятия, способствующие решению задачи обеспечения растений достаточным и сбалансированным питанием – внесение удобрений, некорневая подкормка.